Должна ли я полностью снимать мероприятие на видео для отчета на сайте школы?

Первая съемка репортажа. съемка мероприятий в москве

Должна ли я полностью снимать мероприятие на видео для отчета на сайте школы?

Для удобной переноски этой тяжелой горы фотооборудования Вам может пригодиться удобная фотосумка и разгрузка (жилет), я же предпочитаю фоторюкзак. А пару объективов вешаю в отдельных сумочках, что бы иметь возможность оперативно поменять объектив или камеру.

И вот настал Ваш «звездный час»: двери открываются, помещения наполняются гостями и Вашими коллегами, теперь все заняты и ни у кого нет времени, за вами только бдительно следят секьюрити, внимательно наблюдать я предлагаю и Вам. Что же делать и с чего начинать?

Все что нужно – это сделать компактный рассказ о происходящем, показать все самое интересное,  свое видение событий, используя вместо слов фотографии, они есть ваш фотографический язык. Специфика репортажной фотографии заключается в том, что все действия будут происходить независимо от Вас.

От фотографа требуется только предугадывать, оказываться заранее в нужном месте и быстро реагировать. Если мероприятие публичное для прессы, то будьте готовы, что у Вас будет много конкурентов и придется проявить немного упорства.

А если Вы попали в первые ряды, то не забывайте, сделав несколько кадров присесть или отойти в сторону, что бы дать снять свой репортаж коллегам и видео операторам.

Кстати второй фотограф иногда действительно необходим. По своему опыту могу сказать, что в одиночку всесторонне осветить корпоративное мероприятие можно, если количество участников не превышает  150 человек. Для больших праздников не стесняйтесь рекомендовать организаторам взять второго или третьего фотографа.

При съемке длинных «марафонских» мероприятий делайте перерывы, что бы восстановить силы, не растерять сосредоточенность, проверить настройки аппаратуры, отснятый материал, заменить почти кончившуюся флешку и просто дать отдохнуть гостям от Вашей бурной фото активности. Такие небольшие паузы можно сделать, когда гости сели поесть или когда спикер выступает с продолжительной речью и на лицах слушателей можно увидеть только скуку.

Практический совет.

Условия съемки иногда бывают очень сложные, представьте темное огромное помещение с высоченным потолком и ярко освещенной сценой, что делать? Так как использовать, отраженный от потолка, свет вспышки становится невозможно, я располагаю выносные вспышки на возвышении и снимаю только часть зала, потом переношу свет для освещения соседнего участка, не забывая иногда быстро переключаться для съемки хорошо освещенной сцены.

Что же снимать на любом корпоративном мероприятии?

  • В начале мероприятия снимайте больше крупноплановых портретов, потому что пока гостей мало все помещения будут смотреться пустынными.
  • Не забудьте про детали интерьера, брендинг, цветочки, красивую сервировку столов, надписи «поздравляю», «лого» и «с новым годом».
  • Всегда следите за видео оператором или вторым фотографом, что бы не помешать, перекрыв им обзор, а иногда и для того, что бы подсмотреть удачный ракурс или фото приём.
  • Следите за общением людей друг с другом, если при встрече они улыбаются, здороваются, обнимаются, увлеченно беседуют и обсуждают, то именно такие сценки Вам и нужны для удачного репортажа.
  • При съемке портретов, а особенно групповых портретов, делайте несколько дублей. Потому что людям свойственно, в самый неподходящий момент, моргать, зевать, говорить.Практический совет. Универсальный способ для съемки удачного группового портрета с первого раза, это попросить всех крикнуть, что- то смешное.
  • На мероприятии бывает энергетический пик. В такие моменты все действующие лица охвачены единой позитивной эмоцией. Используйте это время с пользой и снимайте в два раза больше общих и крупных планов.
  • Конечно, не забудьте пофотографировать руководство, выступающих и знаменитостей. Хорошие портреты вип персон очень востребованы.
  • Улыбайтесь сами и увидите, что окружающие люди тоже начнут улыбаться, улыбка – это ключ к хорошему репортажу.

Как быстро и качественно обработать репортажные фотографии?

Ура! Наконец съемка репортажа закончилась, можно выдыхать, но не стоит расслабляться, потому что впереди Вас ждет обработка фотографий. На выходе у меня получается несколько тысяч сырых фотографий снятых в RAW, как же быстро их обработать?

На помощь фотографу приходят пакетная обработка фотографий в Adobe Photoshop или Adobe Lightroom (любая графическая программа с аналогичными возможностями). Я привык использовать Photoshop, про свой алгоритм пакетной обработки репортажа и напишу.

1)      Копируем все фотографии с флешек в одну папку и сортируем в Adobe Bridge.

2)      Самый важный этап обработки, когда мы со всем мужеством удаляем дубли, закрытые глаза, смазанные, неудачные кадры. Этап очень ответственен, но помните, что репортаж это компактный рассказ о самом главном.

Цель — сократить количество кадров в 10 раз! Из тысяч, должны получиться сотни. Не получилось с первого раза, попейте чаю, наберитесь твердости. Профессионала от любителя отличает именно беспощадность к своим ошибкам.

Поверьте в большинстве случаев Вашим клиентам лучше вообще не увидеть неудачную фотографию, чем плохо подумать о ваших прямых руках.

3)      Дело сделано! Свои лучшие снимки с мероприятия открываем в Adobe Camera RAW конверторе. Он позволяет выделять серии фотографий с примерно одной освещенностью и выставить общие настройки.

Делюсь секретом по настройкам конвертора Camera RAW при пакетной обработке:  авто баланс белого, авто яркость, contrast +10%, clarity +10%, vibrancy +10%, saturation -6%.

После этого этапа бегло просмотрите весь архив фотографий и вручную поправьте ошибки экспозиции. Сохраните результат.

4)      Последний этап у меня – запустить перед сном простой полностью автоматический batch, позволяющий открыть фотографию, уменьшить шум, чуть вытянуть тени, добавить сочности, насыщенности, преобразовать в нужный размер, увеличить резкость, сконвертировать в 8 бит, сменить пространство AdobeRGB на sRGB, сохранить в JPG и прописать атрибуты фотографии (автор, копирайт, название и дату мероприятия). Когда я проснусь с утра, меня будут ждать симпатичные и готовые к отправке на файл-хостинг фотографии.

5)      Часто клиенты просят выдать фотографии сразу в двух форматах, полноразмерном и для интернет, — когда размер картинки не превышает 900 пикселей по одной из сторон. Для тех кто знаком с пакетной обработкой и использованием actions, эта операция занимает пару минут. А просматривать и рассылать по почте такие фотографии гораздо удобнее.

Чем снимать видео для репортажей?

Меня постоянно спрашивают: А можно ли сделать съемку репортажа и одновременно небольшое видео.
Отвечаю: должен снимать оператор, а фотографии делать фотограф, то есть Вам нужны два разных человека.

При том, что оборудование для видео и фото сейчас используется одно и то же: нужна профессиональная полноматричная DSLR камера (производства Nikon, Canon или Sony), поддерживающая HD видео. Для видеосъемки так же важна хорошая оптика, штатив, внешний микрофон, выносной постоянный свет и так далее.

Заключение

Удачная съемка репортажа это постоянная практика, тренировка своего взгляда, восприятия света, скорости реакции, закономерности событий, понимания мимики людей и точности кадрирования. Поэтому, я всегда с удовольствием снимаю и некоммерческие репортажи. Это могут быть прохожие на улице города, джазовый концерт, несанкционированный митинг, флешмоб или фотосъемка танцев.

Желаю успехов в таком интересном и сложном деле съёмка репортажа. Надеюсь, мои практические советы помогут Вам снять по-настоящему профессиональные и удачные кадры.

Источник: http://malexeum.com/wordpress/syemka-reportaja.html

Репортажная видеосъемка

Должна ли я полностью снимать мероприятие на видео для отчета на сайте школы?

Репортажная съёмка, наверное, самая разнообразная съемка по категориям. Всё что мы снимаем без принесённого с собой света, во многих случаях без штатива, это и есть репортаж. К такой съемке не требуется сценарий и разработка сложных деталей. Все происходит на месте. Мысль оператора должна работать четко и видеть уже смонтированный материал.

Именно динамика придает смотрибельность открытиям магазинов и торговых центров, но и плавность кадров может придать необходимый шарм репортажной съёмке событиям на конференции и в библиотеке и в широком смысле слова, репортаж включает в себя абсолютно всё, от рождения ребенка до видеосъёмок крупного, масштабного мероприятия на космической станции.

Заказать репортажную съемку

Репортажная съемка подразумевает монтаж в хронологическом порядке. За исключением отдельного обзорного ролика, который, как правило, прилагается к репортажу. В этот ролик входят лучшие моменты из проходившего события и он является “тизером” для полутора или двух часового фильма о мероприятии.

Но бывают и исключения, если репортажная съемка сопровождается корреспондентом и готовая лента разбита на отдельные рубрики в программе, то тут монтаж может идти не по хронологии, а в соответствии с направленностью сюжетов, которая зависит от остроты инфоповода, в порядке нарастания зрительского интереса.

По колено в снегу, с замерзшими камерами и севшими батареями, мы шли не в бой, но снимали реконструкции легендарных событий, которые можно обозначить как репортаж с поля боя.Военно историческая реконструкция – страница с фото В этом репортаже сделана графика и полностью переозвучена сама картина реконструкции. Репортажная съемка велась одной камерой.

В одной из башен Московского Кремля велась съемка выставки современных русских скульпторов и художников. Галерея была выставлена в помещениях президентского полка. В этом репортаже, озвученном диктором, есть несколько интервью с художником и организаторами выставки. Съемка велась одной камерой.

“Духовность и государственность” – в Никольской башне Кремля для солдат президентского полка

Смотреть

Художественный репортаж с полным переозвучиванием с места военно-исторической реконструкции операции Малый Сатурн

Смотреть

Каждый год в Москве проходит Якутский праздник Ысыах. Песни танцы, национальные костюмы и якутская борьба

Смотреть

Обзорный репортаж об учениях ФСБ. Выставка новейшего оружия и беспилотников. Осмотр новинок руководителями ФСБ

Смотреть

Ежегодное Шоу ретроавтомобилей, разных лет. Участвуют известные актеры. Рассказ об этом событии в репортажном видео

Смотреть

Полностью переозвученное видео в студии, военно историческая реконструкция – Молодинская битва. Реконструкция сражения

Смотреть

Backstage фотосъемки моделей. Закулисье фотосессии. Реклама фена и бытовых приборов для интернет ресурса VALERA

Смотреть

Полная версия выступления каскадеров на экстримальном шоу мастера Игоря Панина. Слабонервным не смотреть!

Смотреть

Замедленная съемка. Короткая зарисовка. Движение наоборот заставляет нас смотреть на привычные вещи совсем иначе.

Смотреть Смотреть портфолио

В таких роликах упор делается не на хронологию, а на удачно отснятые планы. От репортажа нельзя требовать чего-то художественного или постановочного, но если позволяет время и есть пробелы в действии мероприятия, можно попытаться снять чего-нить красиво. Взять интервью у зрителей или участников события.

Репортаж лучше снимать с 2-х или 3-х камер, только тогда в плотном графике происходящего действия, у оператора откроется окно возможности перевести камеру на интересные лица или взять крупным планом участников событий. Зная, что вторая камера фиксирует всё мероприятие с хронологической последовательностью.

Оператор первой камеры, как раз и будет украшать это событие теми кадрами, которые впоследствии войдут в короткий 2-3 минутный ролик. Если же имеется всего одна камера, то ждать чего-то яркого нельзя.

Ведь задача стоит снять всё!!! Никуда от этого не уйти. Это я привязываюсь, к тем событиям, у которых плотный временной регламент. К примеру, спортивное мероприятие или речь важного лица на трибуне.

Если же с большого события требуется всего лишь обзорный ролик. Тогда свобода действий не ограничена и видеооператор может спокойно выбирать и снимать те планы, которые он посчитает наиболее красивыми – лучшими для видео.

Звук в таком случае пишется на внешний рекордер и можно всегда воспроизвести необходимый аудио отрезок на видео. Нужный фрагмент речи или что-то ещё. Свет есть всегда накамерный, даже днём.

Потому что при ярком солнечном свете, только этим светом можно убрать тень на лице при ярком солнце, снять напротив окна. Лучше использовать отражатель, но к отражателю требуется помощник.

Если видеооператор снимает репортаж один. Он точно знает, когда нужно сделать подсъемки. Небольшие паузы в 1-2 минуты всегда помогут наснимать перебивок, что бы при монтаже склейки выходили телевизионно-репортажные.

Но это касается жестко регламента привязки к полному событию в хронологическом порядке.

Сейчас многие компании от этого ушли и хотят просто красивый ролик, с отражением всех значимых моментов, а значит, всё возможно снять одной камерой.

Что требуется от оператора репортажника. Главное, не зевать, что бы мимо не проскочил тот самый момент, который захочет увидеть заказчик в окончательной редакции ролика.

Если не снимать всё подряд, значит оператор уже до съемки должен примерно распланировать всё мероприятие, хотя бы расспросить распорядителя и администратора. Но, бывают и сюрпризы. К примеру распространенный сюрприз, это выключить в зале свет!!! А вам-то никто и не сказал.

Если на камере не будет в этот момент накамерного света, то пропадут кадры интересной фишки-сюрприза. Так что надо быть готовым ко всему.

По сути для оператора это боевые действия с неизвестным противником. Вот позвонили вчера, сказали что сегодня уже будем снимать. Что снимать? Спрашиваю. Сами, говорят, не знаем. Просто снимите! А просто снимать не хочется. Всегда хочется снять хорошо…

Репортажная видеосъемка – это на первый взгляд самый простой вид съемки ( что вижу, то и снимаю.) , объединяющий в себе пейзажную, портретную, бытовую и другие жанры съемки. Самое главное здесь, это увидеть.

Увидеть тот момент, который будет передавать атмосферу события, его динамику и запечатлеть в лицах, эмоциях и позах.

   Репортажная съемка используется при освещении концертов, культурных мероприятий, спортивных матчей, корпоративных вечеринок, юбилеев и торжеств.

видеооператор должен отразить эти события так как он их видит, не забывая при этом, что это видео будут смотреть и сами участники событий и гости.

   Чтобы тот кто смотрит видеорепортаж, смог бы пережить лучшие моменты вместе с его участниками.

Особенностью репортажной съемки является то, что специально для видеографа позировать второй раз никто уже не будет.
   Для решения такой сложной задачи видеографу, как правило, приходится акцентировать свое внимание на ключевых моментах. При этом он должен соблюдать определенную хронологию события, последовательно показывая зрителю все происходящие действия.

   Сегодня мы практически повсюду сталкиваемся с репортажной видеосъемкой – в Интернете, на экране телевизора .    На первый взгляд все кажется достаточно просто, однако, репортажная съемка требует особого мастерства и кропотливого труда.

Его задача заключается в том, чтобы документально отразить все события.

   Но таким образом, чтобы человек, который не присутствовал на данном мероприятии, смог увидеть в деталях, что произошло, и понять логику, эмоции или драматизм происходящего.

Репортажная съемка – один из самых сложных жанров для видеооператора, ведь помимо технических навыков, здесь важны его умения и опыт.

Для качественной репортажной съемки необходимо обладать быстрой реакцией и умением увидеть те или иные события через объектив видеокамеры.
    Профессиональная интуиция и опыт всегда подсказывают, что произойдет в следующую минуту.

Благодаря этому он может быть заранее готов к тому, чтобы запечатлеть наиболее интересный момент.

   Таким образом, главное качество, которым должен обладать репортажный видеооператор, — это умение оказаться в нужный момент в нужном месте. При этом он должен всегда помнить о логике происходящего, четко отслеживая различные события и их взаимосвязь.

Хорошее репортажное видео является определенным рассказом о событии.
    видеооператор должен уметь быстро принимать решения, при этом оставаясь ненавязчивым и незаметным для самих участников события.

Он должен показать зрителю ту действительность, которая окружает его, но которую он порой просто не замечает.

   Область применения репортажной съемки сегодня достаточно широка. Это не только военные репортажи из «горячих» точек планеты или освещение политических событий, к которым мы уже давно привыкли. Это еще и съемки разнообразных публичных мероприятий, конференций, презентаций, спортивных мероприятий или детских праздников.

Репортажная видеосъемка может также проводится для освещения значимых домашних событий, будь то свадьба, день рождения или выпускной вечер.

    Качественный видеорепортаж помогает сохранить эти события в памяти, а также связанные с ними впечатления, эмоции и личные переживания.

операторы должны охватывать наиболее яркие и кульминационные моменты, создавая целостную и запоминающуюся картину.

Важно, чтобы видеоматериалы полностью соответствовали тексту, выражая определенную мысль. Во многих ситуациях текстовая информация не привлекает внимания зрителя, если к ней не приложено яркое, интересное видео.

кадры с простого репортажа, покраске (цветокоррекции) подвергаются очень редко. Как правило, цветокоррекцию делают короткому видео из большой репортажной съемки. Можно назвать это тизером.

Такой ролик идет как дополнение к основной видеосъемке мероприятия.

Эта фотография: Скриншот из видео, ролик с масленичного мероприятия в Москве на Манежной, Театральной, Красной площадях и в Измайловском Кремле.

Источник: https://kalmykoff.ru/reportaghnaya_videosiemka.html

Законы о видеосъемке и фотосъемке

Должна ли я полностью снимать мероприятие на видео для отчета на сайте школы?

В этой статье я расскажу об основных законах о видеосъемке и фотосъемке. Где и что снимать можно, а что нельзя или не рекомендуется? Какие препятствия могут возникнуть? Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия фото видеосъемке?

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

[Гражданский Кодекс РФ] [глава 8] [статья 152] [пункт 1]

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи и/или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, и/или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Статья 151. Компенсация морального вреда

[Гражданский Кодекс РФ] [глава 8] [статья 151]

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутациио

[Гражданский Кодекс РФ]  [глава 8] [статья 152]

1.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения.

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

[Уголовный Кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 137]

1.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия фото видеосъёмке

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съемки – «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП. Если существенный вред все же причинен – то уже преступление (ст. 330 УК).

Если частный охранник незаконно препятствует съемке, он могут быть привлечен к уголовной ответственности по статье 203 УК («Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»). Если то же самое делает сотрудник полиции, то он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 УК.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабеж», предусмотренный ст. 161 УК, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Если охранники или персонал заведения вызывают полицию для того, чтобы воспрепятствовать якобы «незаконной съемке», имеет смысл попросить приехавших полицейских привлечь к административной ответственности самих вызвавших. На этот случай существует статья 19.13 КоАП, которая называется «заведомо ложный вызов специализированных служб». К таким «службам» относятся полиция, пожарные, «скорая», и другие.

В случае неправомерных препятствий съемке на избирательном участке кому-либо из избирательной комиссии (например, наблюдателю) такие действия могут быть квалифицированы как «воспрепятствование работе избирательных комиссий» по статье 141 УК. Также за такие действия предусмотрена административная ответственность по статье 5.6 КоАП.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается по статье 144 УК.

Владелец коммерческой организации, который устанавливает для посетителей запрет на съемку, может быть привлечен к ответственности по статье 14.8 КоАП («Нарушение иных прав потребителей»). Поясню, потребитель вправе получить информацию о товаре и услугах, любым законным способом.

В том числе с помощью фото и видеосъёмки. Поэтому знаки на дверях, запрещающие фото и видеосъёмку в магазинах и прочих подобных заведениях попадают под статью 14.8 КоАП. Вы имеете полное право фотографировать и/или вести видеосъёмку товаров, ценников, витрин.

Запрет распространяется только на съёмку персонала без их на то согласия.

Источник: http://photolime.ru/articles/item/zakony-o-foto-i-videosyomke.html?page=2

Стоит ли ругаться со школой из-за персональных данных

Должна ли я полностью снимать мероприятие на видео для отчета на сайте школы?

В последнее время в школах всё чаще случаются конфликты из-за несогласия родителей с различными вариантами обработки персональных данных. Иногда школа и родители просто не могут понять друг друга или говорят о разных вещах. Михаил Кушнир рассказывает о пяти важных аспектах, которые помогут уладить или предотвратить недоразумения, связанные с законом 152-ФЗ «О персональных данных».

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

К счастью для школ, внимание родителей к персональным данным довольно редкое явление, но весьма неприятное:

  • Во-первых, потому что школа является оператором персональных данных и отвечает за их безопасность;
  • Во-вторых, потому что проблема с персональными данными крайне путанная, и никто толком в ней не разбирается;
  • В-третьих, потому что претензии и угрозы родителей чаще всего далеки от адекватных.

Чтобы требования были адекватными, нужно освоить основные понятия и принципы закона. Я выделю здесь несколько ключевых особенностей, но полезно прочитать закон полностью — он небольшой.

Школа обрабатывает персональные данные учителей, учеников и их родителей. Обработку данных учителей я рассматривать здесь не буду. В отношении родителей обработка должна быть весьма ограниченная: убедиться, что школа имеет дело именно с родителями своих учеников и обеспечить с ними продуктивную коммуникацию.

1. Что такое «персональные данные»?

По закону, это любая информация, связанная с конкретным человеком. Это значит, что ее можно обрабатывать только в соответствии с теми целями, для которых персональные данные были переданы. Понятие цели обработки — не просто фигура речи, а важный критерий законности обработки.

2. Виды данных и защита данных

По закону оператор персональных данных отвечает за их сохранность. Важно различать понятие «персональные данные» и требования по их защищенности: менее строгие требования к защищенности не отменяют принципов отношения к данным как персональным. Требования по защите персональных данных зависят от их вида:

  • Если субъект дает согласие на публикацию некоторых своих персональных данных в открытых источниках, то такие данные считаются общедоступными и они не требуют защиты. Но даже в отношении общедоступных данных в случае отзыва согласия необходимо соблюдать требования закона по их защите для новых условий. Бывают ситуации, когда необходимость открытой публикации определенных данных предусматривается законом, в частности, администрация и педагоги школы обязаны публиковать на официальном сайте образовательной организации свои ФИО и квалификационные показатели, названия курсов, которые они ведут.
  • Если без дополнительной информации невозможно определить, к какому человеку относятся обрабатываемые данные, они называются обезличенными и требования по их защите существенно проще, чем в отношении идентифицируемых данных. Этот удобный аспект обработки данных часто остается недооцененным, а зря.
  • Если данные содержат медицинскую информацию или из других специфических категорий (кому важно, уточните в законе самостоятельно), такие данные требуют наиболее жестких мер по обеспечению защищенности.
  • Чем больше в системе содержится персональных данных, тем жестче требования по защищенности системы.

3. Правила обработки персональных данных в школе должны быть легко доступны, опубликованы на официальном сайте. Родителей с ними обязаны ознакомить под роспись. Умные школы предусматривают в заявлении на прием фразу «с правилами обработки данных ознакомлен».

Особо умные там же предусматривают фразу «разрешаю публикацию фото- и видео- изображений моего ребенка в материалах школы при отражении событий, связанных с образовательным процессом».

Это связано не с 152-ФЗ, а с ГК РФ, но очень похоже на его логику: отсутствие такого согласия может стать серьезной головной болью школы.

4. Согласие на обработку персональных данных

Тут больше всего глупостей происходит:

  • Отчасти потому, что в первой версии закона всегда требовалось письменное согласие, а сейчас письменное согласие нужно только тогда, когда это явно указано в законе, причем про образовательные отношения таких требований нет.
  • Отчасти потому, что оператор персональных данных обязан иметь доказательство правомочности обработки данных, а письменное согласие является наиболее очевидным доказательством.
  • Отчасти потому, что данные сейчас модно хранить не в школе, а в сети — в «облаках», — но правомочность такой обработки данных сложно доказать без письменного согласия.

Важно понимать, что согласие на обработку ваших персональных данных нужно обязательно, но не обязательно письменное. Есть несколько исключений в законе, когда ваше согласие не требуется, но их крайне мало.

Если вы сдали данные ребенка в школу в рамках приемных мероприятий, то по факту согласились с обработкой его персональных данных для целей обучения. Эти цели должны либо быть прописаны в договоре на образовательные услуги, либо подразумеваться неявно из образовательного законодательства.

Если обработка требует чего-то не предусмотренного в законе «Об образовании в РФ», нужно иметь доказательство ее правомочности — проще всего при наличии письменного согласия.

Рассмотрим типичную ситуацию организации поездки с детьми, для которой нужно покупать групповые билеты, готовить списки участников. Если поездка оформляется как мероприятие в рамках образовательных отношений, то доказательства обоснованности такой обработки не нужны. Для этого приказ о проведении мероприятия должен быть выполнен в формулировках с соответствующими тезисами 152-ФЗ.

Во всех аналогичных ситуациях вне типового образовательного процесса нужно учитывать эту специфику закона, чтобы школа всегда имела доказательства правомочности обработки данных учеников: либо в рамках образовательных отношений, либо по письменному согласию, либо в рамках иных федеральных законов.

В любой момент вы можете отозвать согласие на обработку персональных данных, в каком бы виде вы его не давали: письменно или по факту начала деловых отношений. Но нужно понимать, что такой отзыв будет иметь административные последствия, потому что оператор не сможет продолжать обработку ваших данных в прежнем режиме.

Яркой иллюстрацией важности согласия является письмо Минобрнауки от 4.3.2015 N 03-155 с ответом на вопрос, может ли родитель отказаться от передачи данных из школы в государственную информационную систему сдачи ОГЭ/ЕГЭ? Хотя для государственных систем письменное согласие субъекта можно не получать, отказаться родитель может! Но в этом случае ребенок не может быть допущен к сдаче экзамена.

4а. Согласие на передачу данных для обработки

Передача данных третьим лицам является одним из видов обработки персональных данных. Такая передача является существенной особенностью для организации требуемых по закону мероприятий по защите. Без согласия самого субъекта данные могут передаваться третьим лицам только в предусмотренных федеральными законами случаях, в частности, когда есть угроза жизни или здоровью людей.

Для доказательства такого согласия обычно школа требует письменное подтверждение. Это актуально, например, для работы в электронном классном журнале, хранящем данные где-то в сети Интернет. Проблема отражена для электронных журналов отдельным письмом Минобрнауки России от 21.10.2014 N АК-3358/08.

5. Всегда ли вы знаете, где обрабатываются ваши данные?

Если у вас есть подозрение, что ваши данные без вашего согласия кому-то передавались и/или что они используются для других целей, чем вы их передавали оператору, имеет смысл написать запрос и снять сомнения.

Любой субъект персональных данных в любой момент может потребовать от оператора отчет о том, как используются его данные, кому они передавались и с какой целью. Ответ на такие запросы должен занимать не больше месяца. Сомнение могут вызвать условия обработки данных у контрагента вашей школы — внешнего оператора, — например, оператора сетевого электронного журнала.

Примеры поводов для сомнения:

  • вы не понимаете целей обработки данных у внешнего оператора;
  • вы не понимаете правил обработки данных у внешнего оператора;
  • вы не можете найти договор между внешним оператором и школой;
  • вы не уверены, что внешний оператор надежен, поскольку не можете найти у него на сайте скана сертификата, выдаваемого регулятором для подтверждения защитных качеств информационной системы.

Договор может быть важен, чтобы понять, кто и как обрабатывает данные вашего ребенка, можно ли ему доверять, поскольку школа эту обязанность ему перепоручила.

Бывают вопиющие случаи, когда никто не может ответить на вопрос, какая система обрабатывает ваши данные, кто ее оператор, а школа регулярно отправляет в эту систему данные, причем администрация школы внимательно контролируется органами власти в отношении обеспечения этой регулярности.

Только квалифицированное обращение родителей может заставить такие ситуации разрешаться законным образом.

Следует иметь в виду, что в защите персональных данных школа не специалист и вряд ли хорошо понимает, насколько хорошо это делает ее партнер по обработке. Это не значит, что все плохо, но, если у вас появились сомнения, важно знать свои права и грамотно ими пользоваться. Более строгое изложение проблематики 152-ФЗ в школе доступно в подборке нормативных актов на сайте Ружэль.

Источник: https://mel.fm/vazhny_razgovor/487156-personal_Information

«Уберите камеру!», или где снимать запрещено

Должна ли я полностью снимать мероприятие на видео для отчета на сайте школы?

Для одних фотография – это увлекательное хобби, для других – способ неплохого заработка. Третьи так самовыражаются: делают экстравагантные селфи, делятся снимками своих обедов, перекусов, подарков и путешествий. При всем этом не стоит забывать, что фотография – это не только творчество, но и своеобразный сбор информации, который регулируется законом.

Чтобы разобраться в юридических нюансах, прежде всего, разграничим два понятия – создание снимков и их распространение. Поскольку 20 статья Конституции РК гарантирует нам свободу слова и творчества, то и фотографировать можно свободно.

То есть: для себя, на память, чтобы лично любоваться этой фотографией, вы можете снимать все и с любых ракурсов. Что же касается распространения своих фоторабот в СМИ и социальных сетях – публиковать можно только то, что не запрещено законом.

Есть перечень сведений, которые разглашать априори нельзя. Сюда относятся государственные секреты или иные охраняемые законом тайны (коммерческая, банковская, врачебная), а также пропаганда наркотиков, порнография и так далее. С полным списком можно ознакомиться здесь. За их разглашение последует наказание по статьям 185, 223 или 321 УК РК.

Кроме прямого запрета, есть ряд случаев, когда на распространение снимков всегда требуется разрешение. Рассмотрим каждый из них:

Человек в общественном месте. По закону, согласие изображаемого лица не требуется, если:

1) данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных мероприятиях;

2) распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и (или) публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен. (Статья 14, пункт 1-1 Закона «О СМИ».)

Если вышеперечисленное – не ваш случай, и вы хотите опубликовать где-то снятого вами человека – спросите его разрешения на публикацию.

Иначе вы нарушите 145 статью Гражданского кодекса РК, которая защищает изображение граждан.

Конечно, охрана изображения не запрещает его получения, но если человек прямо возражает против того, чтобы его снимали, лучше принять это во внимание и прекратить съемку.

Частная собственность. Реализуя свое право собственности, человек может запретить снимать в его квартире, на даче, принадлежащем ему земельном участке и так далее.

Однако он должен оповестить о своем запрете заранее. Сделать это можно в виде таблички или объявления в устной форме.

Поэтому, когда к вам подходит охранник или хозяин собственности и сообщает, что здесь фотографировать нельзя, вы обязаны прекратить съемку.

Снятые до этого момента кадры (при отсутствии знаков о запрете съемки) являются вашей собственностью. Попытки охранника или сотрудника полиции удалить их или изъять флешку с камеры – уже посягательство на ваше имущество. Такие действия уместны только при составлении протокола.

Владельцы торговых центров, ресторанов, кафе, в свою очередь, могут устанавливать свои правила поведения посетителей, но не запрет на съемку ввиду действия здесь публичного договора.

Причем их правила не должны противоречить законодательству РК. Запрещение снимать здесь является самоуправством: вы должны выяснить у главы охранной службы, почему вам запрещают снимать.

Если проблема не решается, лучше обратиться письменно в надзорный орган.

С подобным самоуправством столкнулся известный алматинский фотограф Максим Золотухин. В парке «Кок-Тобе» ему запретили снимать, требуя оплаты. При этом внутреннее распоряжение, на которое ссылались охранники, запечатлеть ему не дали. После привлечения внимания общественности инцидент разрешился: администрация парка принесла извинения и сообщила, что фотографировать на горе можно бесплатно.

«Современная техника в принципе позволяет фотографировать все, что угодно, не привлекая внимания. Если ты делаешь хорошие, качественные снимки, ты должен показать, что ты пришел, снимаешь. Запрещают – драться же не полезешь.

Если есть определенный запрет, ты можешь что угодно доказывать, но в этот момент фотосъемка не получится. Тебе надо будет искать руководителя, службу безопасности или отдел маркетинга.

Если не получается решить на месте, привлекаешь внимание общественности и в принципе вопрос, как правило, решается в твою пользу», – сказал Максим Золотухин.

Суд и исправительные колонии. Это третий пункт в нашем списке. Фотографировать участников судебного процесса можно только с их разрешения. То же касается исправительных учреждений – съемку можно вести в них только с разрешения администрации.

Здесь же отметим объекты стратегической важности. Для своего личного архива снимать их мы имеем полное право, а вот для специальной съемки, конечно, потребуется разрешение.

В государственных организациях запреты на фото- и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

Прямого запрета на съемку в медицинских учреждениях также не существует.

Но, взяв в руки камеру, помните о внутренней самоцензуре и праве каждого гражданина на неприкосновенность его частной жизни.

Съемка в самолете тоже не запрещена. Раз пассажирам можно пользоваться электронной аппаратурой после набора высоты и выхода на курс, следовательно, и фотографировать можно. А вот на съемку из иллюминатора некоторые авиакомпании вводят запреты – наличие их следует уточнять в частном порядке.

Съемка в церквях проводится с разрешения настоятеля храма или церковнослужителей, съемка с крыш зданий – с разрешения их владельца.

«Просто так, конечно, на крышу здания никого не пустят. Это достаточно опасное место и без должного опыта рисковать не стоит. Главное выяснить, кто принимает решение о допуске, а затем идти к нему, договариваться. Где-то можешь показать свои фотографии. Где-то письмо принесешь от организации, для которой снимаешь», – пояснил Максим Золотухин.

Что можно снимать смело и без разрешения, так это ценники в магазинах. Цены и внешний вид полок – это вовсе не коммерческая тайна, ведь они находятся в открытом доступе. Кроме того, возможность снимать товар и цены вам гарантирует 26 статья закона «О защите прав потребителей».

Книги тоже можно фотографировать, но в разумных пределах. Нарушением авторских прав будет считаться, если вы отснимете книгу целиком или ее значительную часть, а затем распечатаете. Снять же отдельную страницу на фотоаппарат – не преступление.

Сотрудники библиотек, запрещая фотографировать, в большинстве своем вынуждают читателей пользоваться их платным ксероксом, что, к слову, можно вполне считать «навязанной услугой». Между тем, вы вправе фотографировать и музейные экспонаты, кроме тех, что находятся на реставрации или в хранилище музея.

Здесь может быть уместен только запрет на съемку со вспышкой, если она может повредить состоянию объекта.

Таким образом, все зависит от намерений. Поэтому всегда спрашивайте себя, с какой целью вы снимаете. Уважайте права других людей и не позволяйте нарушать свои!

8 идей для заработка на дому

Идем в театр: как правильно выбрать спектакль

Сила благодарности: как правильно говорить «спасибо»

Не считаем звездочки – «генералят» все!

Жить медленно: пять аргументов «за»

Совместимость пар: проверьте союз на прочность

Источник: https://www.ktk.kz/ru/blog/article/2018/04/19/94255/

Вопрос права
Добавить комментарий