Являюсь ли соавтором, если сочинил лишь часть произведения?

Как издать книгу за счет издательства

Являюсь ли соавтором, если сочинил лишь часть произведения?

Я специально не стал читать в Интернете другие статьи на эту тему, чтобы не получилось похожего, дублирующего материала. У меня есть немалый опыт работы с авторами в вопросах их «продвижения», а также опыт взаимодействия с издательствами и книготорговыми организациями. Всей этой информацией, полученной, как говорится, из первых рук, я хотел бы с вами поделиться.

Чтобы нам было проще общаться и не путаться в понятиях, введем несколько определений.

Под словом «Издательство» мы будем понимать организацию, деятельность которой связана с печатью и реализацией книжной продукции за средства издательства. Ключевым моментом здесь является то, что издание книги происходит не на средства автора, а за счет издательства.

Организации предоставляющие услуги за счет авторов, я называю, Издательскими агентствами, с условиями их предложений можно познакомиться в статье Услуги книжных издательств.

Коммерческие издательства – издательства, основной целью которого является получение прибыли.

Некоммерческие издательства – это те издательства, основная цель которых – просветительская деятельность (да-да, такие издательства тоже есть – это различные фонды, музеи и государственные организации). В данной статье речь пойдет только о коммерческих издательствах.

Ситуация такова:

Человек, написавший свою книгу (автор), ищет способы издать книгу за счет издательства, иначе говоря,  на средства издательства (способам издать книгу  за  собственные деньги или привлеченные финансы посвящена отдельная статья – «Где взять деньги на издание книги»). Издательство тоже заинтересовано в талантливом авторе, книги которого будут хорошо продаваться. Цель по сути общая – совместная деятельность в издании книг, которые будут продаваться.

Рассмотрим обоих участников.

Автор глазами автора: я написал хорошую книгу, которую прочло много моих знакомых и очень высоко оценило мой труд. Они порекомендовали мне напечатать книгу. Также я уверен, что моя книга будет интересна большому количеству людей.  А когда мою изданную книгу оценят читатели, я напишу еще другие, не менее интересные книги.

Издательство глазами автора: организация, которая зарабатывает большие деньги, наживаясь на труде авторов, печатающая дополнительные тиражи и не платящая с них авторских гонораров.

Есть вероятность, что я пришлю им свою книгу, а они ее напечатают под своим псевдонимом, и я никогда не докажу, что эту величайшую книгу написал я.

Поэтому я не доверяю ни одному издательству и буду требовать заключить со мной авторский договор до начала наших отношений.

Автор глазами Издательства: в нашей стране много талантливых  писателей, но так же много и графоманов, которые написали одну «книгу» и считают себя великими авторами –  одни работы являются почти копиями уже известных произведений, другие не дотягивают даже до среднего уровня.

И за эти творения авторы претендуют на огромные гонорары, причем требуют заключения авторского договора даже до предоставления рукописи для ознакомления.

Мы разработали правила предоставления рукописей, которые помогают ускорить работу,  но авторы по-прежнему не хотят им следовать, что всегда нас раздражает и усложняет нам жизнь.

Нам пишет огромное количество людей, конечно же, среди них есть талантливейшие люди, поэтому самая большая наша опасность –  не заметить  их. Именно поэтому приходиться каждый раз погружаться в рукописи с головой в надежде отыскать нового самородка.

Издательства глазами издательства: мы тратим огромное количество времени и средств для сортирования приходящих рукописей, мы берем на себя огромный риск при издании нового автора и рискуем никогда не продать тираж.

Мы вкладываем огромные средства в рекламу нового автора, хотя на опыте знаем, что только один из отобранных двадцати авторов способен будет создать новые, не менее интересные книги и будет успешно продаваться. А большинство тиражей так и останутся не реализованными до конца.

И самое неприятное, с чем, тем не менее, приходиться мериться, – так это то, что как только автор становиться более-менее известен и популярен, его ПЕРЕКУПАЕТ другое издательство, не вложившее в него до этого ни  рубля.

Я надеюсь, этого описания достаточно, чтобы понять, что точки зрения в большинстве своем не совпадают, а порой даже диаметрально противоположны. Часто полезно бывает взглянуть на проблему с другой стороны – таков единственный способ взаимовыгодного партнерства. Можно было бы и закончить на этом, но тогда где же  полезные советы, которые мы так любим давать на своем сайте? А вот и они!

Полезные советы

Предположим, что вы действительно талантливый человек и написали очень интересную или очень полезную книгу, и ваш труд будет высоко оценен читателями.

Вы искреннее хотите связать свою жизнь с писательской деятельностью и зарабатывать этим деньги, причем вы не рассчитываете на многомиллионные гонорары – вы просто хотите ЗАРАБАТЫВАТЬ  нормальные деньги, на которые человек может жить, содержать семью и рассчитывать на нормальную небедную старость.

Но сейчас вы еще никому неизвестный автор, и ваши работы пока нигде не печатались.
Ваша цель – привлечь к себе внимание издательства, состояться как автор, в будущем иметь доход от вашей работы, позволяющий вам заниматься любимым писательским делом.

Следует действовать поэтапно:

Привлечь внимание.

Прежде всего, необходимо выбрать издательство, которое специализируется на вашей тематике – фэнтази/фантастика, женский роман, научная публицистика, учебно-метадические материалы, детские издания.

Найти подходящее издательство проще простого – вы идете в самый крупный книжный магазин вашего города, находите книжную полку с изданиями, близкими к вашему, и на странице книги, где оформлена библиографическая карточка, смотрите издательство, выпустившее книгу.

Далее по этому названию вы находите сайт издательства, смотрите контакты и сведения, как правильно подготовить рукопись для рассмотрения.

Я не буду подробно описывать, как готовить рукопись для издательства: этому посвящено очень много сайтов, и лучше всего смотреть правила подготовки рукописи на сайте издательства, куда вы планируете обратиться. Если выбранное издательство не предъявляет особых требований, то подготовьте рукопись так же, как самому известному издательству – это только повысит вас в глазах издательства.

Обязательно нужно узнать, как зовут работающего с рукописями молодых авторов человека, его контактный телефон и электронную почту, по которой нужно высылать работы на рассмотрение.

Если издательство предпочитает работать с рукописями в бумажном виде, естественно, вам потребуется почтовый адрес,.

После передачи рукописи обязательно неназойливо удостоверьтесь, что она дошла до адресата, и уточните, когда лучше связаться для получения оценки вашей работы. Помните, что для вас будет важна любая оценка – это шанс изменить ситуацию к лучшему.

Не надо ограничиваться одним или двумя издательством. Сколько найдете, стольким и посылайте, и не важно, кто именно начнет с вами сотрудничать.

Если же прошло уже длительное время и вы все еще желаете связать свою жизнь с писательской деятельностью, но до сих пор не получили предложения ни от одного издательства, рекомендую вам повторить всю описанную процедуру.

Потребности книжного рынка тоже меняются, и ваша работа может стать востребованной. Вы об это даже не узнаете, если не будете действовать.

Заблуждения молодых авторов. Очень часто молодые авторы уверены, что издательству  будет приятно ознакомиться с творчеством автора уже в виде готовой книги.

Авторы пытаются на собственные деньги выпустить малый тираж своей книги и уже готовую книгу рассылать в издательства – это самое часто встречающее среди молодых авторов заблуждение. Во-первых, вы потратите огромное количество сил и финансов.

С большой вероятностью может получиться так, что выпущенный вами вариант  книги совсем не соответствует представлению издательства, как должна выглядеть ваша книга, и это несоответствие уже может вызвать негативное или предвзятое  отношения  у издателя.

Поэтому рекомендую больше внимания уделить именно на поиски издательства, которое напечатает вашу книгу на средства издательства. (рекомендую прочитать статью «Как выбрать издательство для своей книги» ).

Больше уверенности, но меньше амбиций – ваш девиз.

Очень важно, чтобы человек, к которому попадет ваша рукопись и который будет  оценивать вас как возможного партнера, чувствовал, что автор уверен в себе, будет настойчив и не бросит свою деятельность; что вы – надежный партнер, и при этом не заносчивы, понимаете сложности и готовы к работе.

Меньше амбиций – помните, что вы никому не знакомый автор, вполне возможно, у вас есть талант, но у вас еще мало опыта и вам нужно еще много работать. Если издательство подумает,  что вы УЖЕ «зазнайка»,  вряд ли оно будет заинтересовано в вас.

Небольшое отступление. Я называю здесь автора – партнером. Это очень важный, на мой взгляд, момент: партнеры – это взаимозависимые люди, и когда вы выбираете партнера, тем более в бизнесе (а издание – это бизнес), то отношения должны быть прозрачны и максимально ясны.

Начиная работу с издательством, вы должны рассматривать самые разные варианты развития ваших отношений и выбирать наиболее выгодные для обеих сторон, ведь любой бизнес предполагает риск.

На этапе издания неизвестного автора риск издательств несоизмеримо больше, чем риск автора, даже если этот автор передает исключительные права право на собственное произведение издательству (к этому мы еще вернемся чуть позже)

Как много вы можете? Очень важный вопрос для издательства. Напомним, что основная цель любого коммерческого издательства – это извлечение прибыли из собственной деятельности.

Как оценить автора? Как понять реакцию читателя на автора? Каким тиражом печатать автора,0 чтобы знать наверняка, что большая часть тиража реализуется,  а не будет занимать дорогие складские площади годами? Единственный верный способ узнать реакцию читателей на автора – это выпуск тиражей двух и более книг, и если второй тираж раскупают быстрей, чем первый, значит автор людям понравился,  и можно смело выпускать следующие книги большими тиражами. О чем это говорит? Это говорит о том, что зарабатывать издательство начнет в лучшем случае с третей книги, а это значит, что для получения прибыли от нового автора его последующие работы  по уровню привлекательности для читателя не должны быть ниже первых его работ. К сожалению, очень-очень часто встречаются авторы ОДНОЙ книги, а все последующие – малое подобие первого произведения.

Я специально акцентирую на этом внимание молодых авторов: издатель должен быть уверен (а уверить его сможете только вы) что вы очень талантливый автор и ваши книги будет все более интересны, более захватывающи или полезны. Поэтому не удивляйтесь, если вас попросят прислать еще что-нибудь – это не значит, что первая ваша книга им не понравилась, а наоборот: значит, она имела успех, но издатель хочет быть уверен, что вы надежный партнер, а ваши последующие труды будут также талантливы. При этом издатель обратит внимание на то, сколько времени вам понадобилось и почему? Все по той же причине: как быстро вы пишите, успеет ли появиться ваша следующая книга на полке книжного магазина до того, как читатель переключится на других писателей.

Теперь вторая ваша цель – состояться как автор.

Если вас напечатают, значит рукопись понравилась издателю, а вот если другое, более крупное издательство предложит вам заключить более выгодный контракт на издание ваших работ, можно смело утверждать – вы состоялись как автор. Заключать новый договор и бросать людей, которые в вас поверили и помогли стать этим самым известным автором, – это уже ваше дело.

Затронем финансовую сторону вопроса. Без условно любой труд должен оплачиваться – это бесспорно, Но я предлагаю вам посмотреть на это несколько с иной стороны – со стороны обучения и бесплатной практики ради приобретения навыков.

Очень часто мы готовы даже компенсировать учителям, дающим нам билет в жизнь, время, которое они затрачивают на нас.

Нам ведь даже в голову никогда не приходило просить авторский гонорар с научного руководителя, под руководством которого мы пишем кандидатскую работу, которая даст нам «имя и звание». «Ну не всю же жизнь работать бесплатно!» – скажете вы.

Да, не всю, но «имя и звание», за которое уже можно будет получить и авторский гонорар, вам могут принести трех или пятитысячные тиражи ваших первых книг. Поэтому я предлагаю вам не акцентировать внимание издателя на обязательной выплате авторского гонорара, уже тем более – до печати вашей книги.

Конечно, бывают исключения: допустим книга является научным изысканием, над которым вы трудились всю жизнь, и вряд ли у вас будет шанс написать еще одну такую же.

В этом случае я всегда спрашиваю автора, что для него важнее? Чтобы его работу увидели, оценили и признали его великим ученым? Или же первая цель – это заработок на открытии? Меня радует, что люди готовы делиться своими достижениями в науке безвозмездно.

Но это совсем не значит, что я согласен с тем, чтобы на этом наживались недобропорядочные люди.

P.S.: Меня всегда интересовал вопрос, откуда берутся авторы, которых печатают современные издательства. Когда у меня была возможность пообщаться с руководителями издательств, я всегда задавал этот вопрос.

И мне рассказывали много историй, как когда-то никому пока неизвестный человек прислал им рукопись, и редактора решали, что такое произведение будет интересно читателю. А дальше начиналась большая совместная работа.

Поэтому я призываю вас верить издательствам и верить в свои силы: если вы талантливы, то ваш труд, ваши поиски и ваши усилия принесут плоды, вы тоже станете признанными авторами и, может быть, вашего «Маленького принца» будет читать весь мир.

Я очень надеюсь, что эта статья поможет талантливым людям добиться своих целей.

Источник: https://www.tgraf.ru/izdatel.html

Интеллектуальная собственность в разработке видеоигр. Часть 1: Авторское право — Gamedev на DTF

Являюсь ли соавтором, если сочинил лишь часть произведения?

Привет! Я недавно закончил юрфак и очень люблю видеоигры. Поэтому моя дипломная работа была посвящена интеллектуальной собственности, возникающей в ходе разработки видеоигр.

В данной серии статей я хочу использовать полученные знания и рассказать, с какими видами интеллектуальной собственности может столкнуться разработчик видеоигры и кому будут принадлежать права на них. Первая часть посвящена объектам авторского права.

Сначала я расскажу, кому и какие права на них могут принадлежать, а затем перечислю все виды таких объектов, которые я смог выделить.

В российском авторском праве есть две категории прав на произведение – собственно авторские (право быть признанным автором произведения под своим именем или псевдонимом) и исключительные.

Права первой категории неотчуждаемы, то есть по закону нельзя, например, договориться, чтобы человек написал для вас книгу и разрешил выпускать ее под вашим именем. Исключительные же права являются объектом экономического оборота, и могут принадлежать как отдельным людям, так и организациям.

Исключительные права можно передать полностью (отчуждение) или в ограниченном объеме и на ограниченный срок (лицензия).

О том, кто становится владельцем исключительных прав на произведения, созданные в ходе разработки видеоигр, мы сейчас и поговорим.

Если разработчик является работником в игровой студии (или у ИП), и создание объектов авторского права является его трудовой обязанностью, то исключительные права на такие произведения (закон называет их служебными) по умолчанию принадлежат работодателю. О других условиях можно договориться в трудовом или гражданско-правовом договоре с работником.

Если разработчик является, например, фрилансером, и игровая студия заказывает у него какие-то объекты авторского права, то исключительные права по умолчанию возникают у этого разработчика. Как и в случае с трудовыми отношениями, это правило можно изменить в договоре.

В обоих случаях важно, чтобы создание объектов авторского права было целью договора. Если такой объект был создан как не предусмотренный договором побочный продукт , то исключительные права на него будут принадлежать автору.

Также, фактически любая видеоигра по закону является так называемым сложным объектом. Это такой объект авторского права, который состоит из нескольких самостоятельных объектов. Лицо, создавшее сложный объект (им может быть как человек, так и компания), называется организатором создания сложного объекта. При создании сложного объекта у организатора есть два преимущества:

  • если объект авторского права создается специально как часть сложного объекта, то договор о его использовании по умолчанию считается договором об отчуждении исключительных прав;
  • если в договоре прописано, что права на объект авторского права передаются по лицензии, то любые условия лицензионного договора, ограничивающие его использование в составе сложного объекта, ничтожны.

Теперь поговорим о конкретных типах объектов авторского права, которые могут возникнуть в ходе разработки видеоигры.

Дизайн-документ

Диздок, как практически любой текст, охраняется авторским правом как литературное произведение. Однако, важно помнить, что охраняется он именно как текст, а игровые механики, идеи, методы построения квестов или уровней не будут защищены авторским правом (их можно защитить как ноу-хау или с помощью патентов).

Код

Программный код в соответствии с Гражданским Кодексом также охраняется по правилам литературного произведения.

Поэтому использование кода человека, который ушел из вашей команды без надлежащего оформления прав, может закончиться выплатой солидной компенсации или даже запретом его использования в ваших продуктах.

Если же вы сами являетесь таким программистом, то прежде чем использовать свои наработки в новой команде, надо убедиться, что они не принадлежат бывшему работодателю.

Музыкальные произведения

Под музыкальным произведением закон понимает не аудиофайл (он называется фонограммой и является объектом не авторских, а смежных прав, о них – в следующей части), а мелодию и, при наличии, текст. Таким образом, если вы, например, наняли композитора для написания мелодии к одной игре, вы не имеете права использовать в следующих частях даже ее вариации, ремиксы и аранжировки.

Сценарий

Сценарий российским авторским правом охраняется как литературное произведение. Таким образом, под защиту попадают многочисленные внутриигровые тексты, в первую очередь – диалоги.

Персонаж

Особенность правового статуса персонажей в том, что они охраняются, будучи выраженными в определенной объективной форме. Таким образом, персонаж как игровая модель и, например, он же в книге – разные персонажи с точки зрения права.

Персонаж охраняется авторским правом если он “по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора”.

Это крайне субъективный, оставленный на рассмотрение суда критерий, но скорее всего за незаконное использование условного Геральта или Шепарда засудить удастся, а вот безликого NPC, раздающего второстепенные квесты – уже с трудом.

Внутриигровые предметы

Если персонаж как объект авторского права прямо указан в Гражданском Кодексе, то с другими элементами лора ситуация сложнее.

Однако, Пленум Верховного Суда в одном из своих постановлений выделил два критерия, по которым фактически любой элемент произведения можно отнести к объектам авторского права.

Я их уже упоминал в отношении персонажа, но тут озвучу более четко. Итак, элемент произведения может быть признан как объект авторского права, если он:

  • “по своему характеру может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора” ;
  • выражен в объективной форме.

Так вот, на мой взгляд уникальные игровые предметы в полной мере соответствуют обоим критериям. Не важно, у вас ААА-продукт или крайне минималистичная игра, предмет обязательно будет выражен в объективной форме – как 3D-модель, картинка или текстовое описание.

Лор

Лор (или художественный мир) на мой взгляд можно определенно выделить как отдельный объект авторского права. Помимо упомянутых выше персонажей и предметов, он включает в себя множество других вещей. Использование их в совокупности может являться отдельным нарушением.

Текстуры

Текстуры, которые по своей сути являются произведениями изобразительного искусства либо фотографиями, соответственно и охраняются по тем же правилам. Однако, я предполагаю, что совсем примитивные текстуры – одноцветные или с простейшим узором – суд не признает как результат творческого труда.

Арты, карты локаций, внутриигровые комиксы и т.д.

Тут все просто: Гражданский Кодекс относит к объектам авторского права “произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства”.

3D-модели

Цифровые трехмерные модели прямо не указаны в Гражданском Кодексе как объекты авторского права, однако однозначно охраняются им. Их юридический статус, на мой взгляд, можно толковать через две категории – как произведение дизайна либо как макет, выраженный в цифровой форме.

Внутриигровое видео и кат-сцены

Внутриигровое видео (в частности, CGI-ролики и “живое” видео) являются на языке права аудиовизуальными произведениями. Такие произведения определенно охраняются авторским правом.

Сложнее дело обстоит с кат-сценами. Так, согласно Гражданскому Кодексу, аудиовизуальное произведение – это “произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений […] и предназначенное для зрительного и слухового […] восприятия с помощью соответствующих технических устройств”.

И очень многие кат-сцены полностью удовлетворяют этому критерию. Однако нередко содержание кат-сцен частично зависит от игрока – время суток, ракурс, внешний вид главного героя или NPC.

Однако я склонен считать, что если в кат-сцене есть какая-никакая постановка и сюжет, она должна признаваться аудиовизуальным произведением, по сути представляя собой мини-фильм.

Хореографические произведения

Может быть так, что для в ходе разработки игры приглашается специалист по единоборствам, чтобы поставить крутую финальную кат-сцену после битвы с боссом. Или, например, хореограф, чтобы поставить с mocap-актерами танец. В таком случае создается самостоятельное хореографическое произведение, охраняемое авторским правом.

Итак, я кратко рассказал о том, какие объекты авторского права возникают в процессе создания видеоигры. В следующих статьях этой серии поговорим о смежных правах, товарных знаках и патентах.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://dtf.ru/gamedev/63465-intellektualnaya-sobstvennost-v-razrabotke-videoigr-chast-1-avtorskoe-pravo

Кристофера Марло официально признали соавтором Шекспира

Являюсь ли соавтором, если сочинил лишь часть произведения?

На этом портрете неизвестного художника, созданном в 1585 году, может быть изображен Кристофер Марло, которому тогда был 21 год

Wikimedia Commons

Международная группа ученых-литературоведов пришла к выводу, что все три части ранней исторической хроники Уильяма Шекспира «Генрих VI» были написаны в соавторстве с другим известным поэтом и драматургом елизаветинской Англии — Кристофером Марло.

Кроме того, ученые признали возможным расширить шекспировский канон за счет пьес, в которых Шекспир участвовал как соавтор, до 44 произведений. Также они утверждают, что 17 пьес из этого числа были написаны им в соавторстве с другими драматургами.

О результатах их работы сообщает газета Guardian.

Вопрос о границах шекспировского канона — составе стихотворений и пьес, созданных Шекспиром, — всегда вызывал многочисленные споры среди шекспироведов и просто любителей творчества английского драматурга.

При жизни Шекспира отдельными изданиями в формате кварто (в одну восьмую часть листа) вышло 18 принадлежащих ему пьес, включая вторую и третью части «Генриха VI» — правда, обе пьесы печатались без указания авторства, как это было принято в начале и середине 1590-х годов.

После смерти Шекспира, в 1623 году, друзья и коллеги драматурга по театральной труппе выпустили собрание его сочинений — «Мистера Шекспира комедии, исторические хроники и трагедии», или так называемое Первое фолио (большое издание размером в половину стандартного листа бумаги).

В него вошли, помимо 18 уже опубликованных пьес, еще 18 произведений.

Именно Первое фолио считается наиболее авторитетным в вопросе об определении шекспировского авторства: издатели хорошо знали Шекспира и его творчество, так как сами в течение многих лет принимали участие в постановках его пьес.

Впоследствии к указанным 36 шекспировским пьесам были добавлены еще две: поздние трагикомедии «Перикл» и «Два знатных родича», написанные в соавторстве с Джоном Флетчером, преемником Шекспира в качестве штатного драматурга труппы «Слуги короля». Известно также, что в 1613 году «Слуги короля» играли еще одну пьесу Шекспира и Флетчера, от которой сохранилось только название — «Карденио».

Текст этой романтической трагикомедии, созданной по мотивам вставной новеллы из романа Сервантеса «Дон Кихот» (первая часть романа вышла по-испански в 1605 году и в английском переводе — в 1612-м), по-видимому, был утрачен, однако в 1727 году известный издатель Шекспира Льюис Теобальд предъявил пьесу под названием «Двойное вероломство», которую назвал собственной адаптацией подлинной пьесы Шекспира и Флетчера о Карденио. «Двойное вероломство» было поставлено в театре и имело успех, однако рукописей, по которым Теобальд якобы делал адаптацию, он никому не предъявил несмотря на обвинения в подделке, которым подвергся со стороны скептиков. В свое собрание сочинений Шекспира, выпущенное в 1733 году, Теобальд «Двойное вероломство» не включил, и статус этой пьесы до сих пор остается спорным.

Считается также, что Шекспир принимал участие в работе над пьесой «Томас Мор», которая, однако, так и не была допущена цензором до постановки. Почерк D в сохранившейся рукописи «Томаса Мора» специалисты называют автографом самого Шекспира, хотя это и не доказано достоверно.

Наконец, под вопросом остается участие Шекспира в создании ряда других дошедших до нас пьес начала 1590-х годов: в то время соавторство драматургов было широко распространено, причем Шекспир, будучи новичком в театральном мире, вряд ли мог претендовать на право самостоятельно работать над целыми пьесами.

Так, существует версия, что вторую часть «Генриха VI» Шекспир создавал совместно с Робертом Грином и лишь потом переделал ее самостоятельно, переписав по собственному вкусу, — якобы именно это подвигло уже умиравшего тогда Грина включить в свой последний памфлет раздраженные строки о «выскочке-вороне», украшенной «нашими перьями» (современники легко узнали в объекте сатиры Шекспира).

В 1986 году авторитетное издательство Oxford University Press выпустило собрание сочинений Шекспира в составе 39 пьес, признав восемь из них написанными в соавторстве. Это решение вызвало немало критических замечаний за слишком смелые, по мнению многих, утверждения, которые следовало считать всего-навсего гипотезами.

Авторы нового издания, «New Oxford Shakespeare», которое выйдет до конца 2016 года, утверждают, что им удалось точно установить, к каким пьесам, помимо канонических, Шекспир имел отношение как соавтор, а также в каких его произведениях, прежде считавшихся созданными им самостоятельно, есть следы сотрудничества других драматургов.

Теперь шекспировскими они называют 44 пьесы, причем 17 из них — созданными в соавторстве.

Источник: https://nplus1.ru/news/2016/10/24/marlowe-shakespeare

Подводные камни соавторства: как минимизировать риски

Являюсь ли соавтором, если сочинил лишь часть произведения?

  • 24 июня 2019
  • 1167
  • Елена Марина

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации лица, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами (ст. 1258 ГК РФ).

Закон не устанавливает минимальную долю участия при создании произведения, чтобы признаваться соавтором. Например, вы написали сценарий фильма, а другое лицо — одну сцену в этом сценарии.

По закону вы являетесь соавторами и если между вами нет подписанного соглашения, то по общему правилу доходы от использования произведения распределяются в равных долях (ст. 1258, ст. 1229 ГК РФ).

 

Кого можно назвать соавтором

Авторам также необходимо знать, что лица, не внесшие личного творческого вклада в создание произведения и оказавшие его автору только техническое, консультационное, материальное, организационное содействие или помощь, не являются соавторами произведения (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Таким образом, ваш редактор, скрипт-доктор, заказчик или продюсер не являются вашими соавторами.

Кадр из фильма «Адаптация» (2002) / Sony Pictures К примеру, ваш редактор может внести стилистические и орфографические правки, скрипт-доктор посоветует усилить какую-либо линию сценария или переписать сцену, продюсер или заказчик поделится своей идеей и предложит написать по ней сценарий или синопсис.

Все перечисленные действия не сделают указанных лиц вашими соавторами. Но рассмотрим другие ситуации. Например, редактор переписывает диалог в сцене вашего сценария, добавляет новую сцену. Или продюсер или заказчик переносит свой поток сознания на бумагу и просит вас переделать его рукопись в сценарий или книгу. В этом случае данные лица станут вашими соавторами.

Права на использование

Если вы создали с соавтором произведение, состоящее из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (например, сценарий в новельной форме), автор самостоятельной части может использовать ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).
Кадр из фильма «Слова» (2012) / CBS Films Если же произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов без достаточных оснований не вправе запретить использование такого произведения (п. 2 ст. 1258 ГК РФ).

Соглашение и договор

Что делать, если произведение создано в соавторстве, а соглашения нет? Если сценарий представляет из себя неразрывное целое вы должны использовать его совместно с соавтором. Например, договор с продюсером на отчуждение исключительных прав на сценарий должен быть заключен со всеми соавторами.

Один из соавторов не может что-либо делать со сценарием без согласия другого соавтора (например, отправить на сценарный конкурс, питчинг). Вы также не можете писать новый драфт сценария без согласия вашего соавтора.
rawpixel.

com Если же сценарий состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, автор отдельной части может использовать ее как самостоятельное произведение. Например, без согласия соавтора сценария отправить свою новеллу на питчинг или заключить договор с продюсером (но только в отношении этой части).

Автор самостоятельной части может переписывать ее и вносить любые правки по своему усмотрению. Соавторы могут заключить соглашение или один из соавторов может приобрести исключительные права на произведение у другого соавтора. В этом случае возможно заключение договора смешанного типа.

В договоре будет указано, что вы являетесь соавторами произведения и один из соавторов приобретает исключительное право на произведение у другого соавтора.

Переработка произведения, написанного в соавторстве

А если вы не хотите заключать соглашение и просто переписываете все, что написал ваш соавтор? Например, вы нашли продюсера и хотите заключить с ним договор, но ваш соавтор против.

Уговоры и доводы не помогают, и вы решаете просто переделать все сцены, которые написал ваш соавтор, изменить название сценария и заключить желанный договор, но уже как единственный автор сценария.

Кадр из фильма «Слова» (2012) / CBS Films В этом случае у вас будут правовые риски незаконной переработки произведения, то есть создания производного произведения на основе первоначального. Закон предусматривает необходимость получения согласия автора первоначального произведения на его переработку (ст. 1260, 1270 ГК РФ).

Минимизируем риски

Что делать, чтобы минимизировать все правовые риски при создании произведения в соавторстве?

  • Договориться «на берегу» и до начала работы над произведением заключить соглашение между соавторами.
  • Приобрести исключительные права на произведение у своего соавтора.
  • Максимально внимательно и серьезно отнестись договора.

Составление договора или соглашения — тот случай, когда лучше обратиться за помощью к юристу в целях избежания неприятных последствий и минимизации всех правовых рисков.

Кадр из фильма «Тайное окно» (2004) / Columbia Pictures  При составлении соглашения рекомендуется определить доли участия соавторов, особенно, если вклад одного из соавторов существенно выше вклада другого соавтора.

В обязательном порядке необходимо определить порядок распределения доходов между всеми соавторами, в ином случае будет действовать общее правило и они будут распределяться в равных долях (п. 3 ст. 1229 ГК РФ) вне зависимости от того, какие доли участия вы определили в соглашении.

Также в соглашении рекомендуется определить порядок использования произведения соавторами и здесь также требуется быть внимательным, чтобы избежать возможных правовых рисков и неприятных моментов.
Кадр из фильма «Призрак» (2010) / Summit Entertainment Стоит ли бояться, с учетом всего изложенного, писать в соавторстве? Я считаю, что нет.

В ряде случаев совместные усилия могут принести максимальный результат. Но в любом случае вам необходимо знать все правовые риски соавторства и договариваться обо всех имеющих правовое значение моментах заранее с вашим соавтором, закрепляя достигнутые договоренности письменным соглашением.

Елена Марина Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара). Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».

 
Обложка: кадр из фильма «Руби Спаркс» (2012) / Fox Searchlight Pictures

ПопулярноеПрактика

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

Обзоры

Если вы уже успели оправиться после «Кошек» и их специфического решения образов героев, то вот вам подборка с другими сомнительными концептами, которые вряд ли стоило переносить на экран. Осторожно: содержание может вас травмировать

Практика

Зимняя стройка на побережье Новой Шотландии, дизайн локации по инструкциям Ведомства маяков США и поиск линзы XIX века. Рассказываем, как создавались декорации к картине Роберта Эггерса

Обзоры

Вспоминаем, как цензура влияла на американскую анимацию в прошлом и к чему это привело сейчас

Слова

Почему мастерство сценариста в доке отходит на второй план, зачем нужно несколько финалов и как «слепить» историю из того, что спонтанно случилось в кадре. Режиссеры и сценаристы о технологии написания сценариев к документальному кино

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15716-podvodnie-kamni-soavtorstva-kak-minimizirovat-riski

Соавторство

Являюсь ли соавтором, если сочинил лишь часть произведения?

Мы продолжаем цикл статей об авторском праве и сегодня рассмотрим такую тему, как «Соавторство». В рамках данной статьи мы поговорим о том, кто такие автор, соавтор и правообладатель с юридической точки зрения, что означает «соавторство» в соответствии с законом и какие существуют виды соавторства.

Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения

Для начала следует понимать, что с точки зрения закона:

  • автор, соавтор и правообладатель – это неидентичные понятия;
  • автор изначально является правообладателем;
  • автором, соавтором и правообладателем может быть человек в одном лице (например, если автор написал статью в соавторстве с другим человеком, то помимо автора, он будет и соавтором, и правообладателем одновременно).

А теперь давайте рассмотрим, что означает каждое из вышеназванных понятий в отдельности.

Обратите внимание, что необязательно указывать авторство только на оригинале произведения или его экземпляре. Также допустимо использовать другие способы, идентифицирующие как произведение, так и автора или правообладателя. Это важно, например, при доведении произведения до всеобщего сведения через интернет.

Более подробно про «соавторство» мы будем писать чуть ниже, а здесь стоит лишь выделить, что деятельность, осуществляемая двумя и более авторами, должна быть совместной. То есть соавторы должны иметь между собой соглашение о создании конкретного произведения.

Интересно отметить, что в русском языке приставка «со-» означает некую «общность, взаимосвязь, совместность».

Другими словами, правообладателем может быть:

Надеемся, что теперь вам стало более понятным, что представляет собой каждое из перечисленных определений. Теперь давайте перейдем непосредственно к соавторству.

Соавторство: как нам это трактует закон?

Выше мы уже упомянули статью в законе, где говорится о соавторстве (соавторах), обратимся к ней еще раз. Не будем повторяться, а ответим лишь на вопрос: что же считать «совместным творческим трудом»?

Для того чтобы труд считался «совместным», необходимо наличие устного либо письменного соглашения между соавторами (второе, с юридической точки зрения, предпочтительнее). При этом необязательно, чтобы соавторы создавали произведение в одно и то же время и находились в одном и том же месте, достаточно договоренности (соглашения) о создании произведения.

В противном случае (при отсутствии такого соглашения) соавторство не возникает.

Так, например, авторы, написавшие статьи для одного и того же сборника, но при этом не имеющие соглашения друг с другом, не будут считаться соавторами, поскольку они создавали произведения независимо друг от друга (без соглашения).

Не будет соавторством также случай, когда одно произведение создано на основе уже имеющегося другого. Например, когда мелодия написана к уже давно существующим стихам.

Напротив, когда авторы договорились о создании произведения и создают это произведение совместно, это будет признаваться соавторством. Здесь в качестве примера можно привести такой вариант соавторства, как интервью.

Если интервьюер, помимо каких-то «дежурных» вопросов, выражает свои мысли в форме предложений и абзацев относительно заданной в интервью темы, придавая произведению авторскую «форму», он будет соавтором произведения, так как вносит в произведение и свой творческий вклад.

Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»

Соавторство бывает «делимым» и «неделимым».

Интервью, которое приводилось в пример чуть выше, тоже относится к «неделимому» соавторству, поскольку также является произведением, представляющим собой неразрывное целое.

Чтобы было более наглядно, давайте рассмотрим особенности обоих видов соавторства в форме сравнительной таблицы.

Соглашение о соавторстве

Если вы соавтор и у вас нет письменного соглашения с вашим партнером-соавтором, возможно, стоит задуматься о его заключении. Хотя законодатель не обязывает соавторов заключать такие соглашения (то есть это ваше право, а не обязанность), наличие письменных договоренностей всегда лучше, чем их отсутствие. Тем более что отношения в бизнесе, как и в другой области жизни, могут меняться.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Вы создаете большую часть произведения, занимаетесь почти всеми организационными, финансовыми и другими вопросами, касающимися использования произведения.

При этом ваш соавтор не претендует на вознаграждение. Предположим, он использует соавторство только как возможность «раскрутки» своего имени.

И вы уверены, что вознаграждение будет только вашим (по крайней мере, точно большая часть).

С юридической точки зрения, здесь нет гарантии, что завтра, когда ваш «совместный» труд принесет вам большую прибыль и известность, ваш соавтор не потребует половину вашего заработанного труда.

С моральной точки зрения, это несправедливость, но в соответствии с законом он будет прав, поскольку между вами отсутствует соглашение о соавторстве, а значит вознаграждение должно быть распределено пополам. Именно поэтому лучше позаботиться о своей «юридической безопасности» заранее, заключив «соглашение о соавторстве».

Наличие такого соглашения расставит все на свои места: кто и за что отвечает в вашей работе, как будет распределяться вознаграждение за использование произведения, а также поможет урегулировать многие другие важные для вас вопросы.

Вам необходимо соглашение о соавторстве, если:

  1. Вы вкладываете в создание произведения больше, чем ваш соавтор;
  2. Произведение, над которым вы работаете совместно с соавтором, представляет для вас большую ценность;
  3. Произведение, написанное в соавторстве, приносит вам большую прибыль.

Что вам даст наличие соглашения о соавторстве:

  1. Порядок в деловых отношениях с партнером-соавтором;
  2. Возможность урегулирования спора мирным путем (без обращения в суд);
  3. Больше шансов защитить свои права в суде (с помощью соглашения это сделать гораздо легче и быстрее);
  4. Возможность получить свое законное вознаграждение в «полном» объеме (так как оно будет зафиксировано в соглашении).

Садыкова Лилия, юрист

Как видите, в авторском праве существует очень много тонкостей.

И если вы получаете основной доход от деятельности, которая подпадает под законодательство об авторском праве, то вполне логичным шагом, в том числе с экономической точки зрения, будет разобраться с основными понятиями, а  затем углубиться конкретно в свое направление.

Мы подготовили для вас вебинар «8 шагов по защите авторского права». Его можно скачать бесплатно, нажав на кнопку ниже. Обязательно посмотрите это видео для того, чтобы лучше понять принципы авторского права и его защиты.

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Источник: http://lawinweb.ru/soavtorstvo/

Вопрос права
Добавить комментарий